Банки сегодня,
2 февраля 2022 г.
Страховые прекращают договор ОСАГО после ДТП с выплатой «тотала». Но это незаконно 2829 просмотров
Финансовый уполномоченный объяснил, что между «экономической» и «физической» гибелью автомобиля есть большая разница, связанная с особенностями учета износа для старых авто.
Что произошло?
Финансовый уполномоченный (как мы писали ранее, его служба в России занимается досудебным урегулированием споров и жалоб потребителей финансовых услуг) объяснил свою позицию по достаточно серьезному вопросу. Владелец автомобиля «Мерседес» 1999 года выпуска в течение года попал в два ДТП не по своей вине. После второго он обратился в свою страховую компанию за возмещением, но ему отказали – потому что страховщик считал, что действие договора ОСАГО прекращено.
Позиция страховщика такая: автовладелец ранее попадал в ДТП, в котором его автомобиль получил серьезный ущерб. Компания выплатила страховое возмещение владельцу на условиях «полной гибели» автомобиля. Соответственно, с точки зрения страховщика автомобиля просто не существует (ведь он «погиб»), а значит – физически не мог попасть в еще одно ДТП.
После отказа страховщика владелец обратился к финансовому уполномоченному, который ради этого случая даже выпустил собственные пояснения. Конечно, ситуация, когда один и тот же автомобиль после ДТП с выплатой «тотала» (то есть, компенсации полного уничтожения авто) спустя время попадает в еще одно ДТП – маловероятна, но все же возможна. И пояснения финансового омбудсмена Юрия Воронина помогут многим.
Что сказал уполномоченный?
По мнению финансового уполномоченного, страховая компания неверно истолковала понятие полной гибели автомобиля. Как считает омбудсмен, такого понятия вообще нет – вместо этого можно говорить о двух вариантах развития ситуации:
«физическая» гибель автомобиля – когда он поврежден настолько, что уже не сможет передвигаться по дорогам. И подтверждается это снятием автомобиля с учета в ГИБДД;
«экономическая» гибель автомобиля – когда стоимость его восстановления превышает определенный процент от остаточной стоимости авто (сейчас страховщики считают, что это 75% стоимости).
То есть, если по результатам независимой экспертизы стоимость восстановления автомобиля после ДТП составляет больше 75% его остаточной стоимости, страховщик просто выплачивает остаточную стоимость, признавая полную гибель авто.
Это актуально, потому что старые автомобили (как в этом примере – 1999 года выпуска) считаются уже слишком изношенными, и их стоимость изначально не превышает 50% от цены нового авто этой же модели. К тому же, запчасти на старые автомобили достаточно редкие, а оригинальные – очень дорогие. Поэтому при оценочной стоимости автомобиля с учетом износа в 120 тысяч рублей, восстановление даже после относительно небольшого ДТП может быть оценено в 100 тысяч рублей – а значит, авто просто идет в «тотал».
Однако закон никак не обязывает автовладельца снимать это авто с учета – он вправе его восстановить и дальше пользоваться (при условии, что после ремонта авто будет исправным). Соответственно, ситуация с полной «экономической» гибелью автомобиля вполне может произойти со многими автомобилями даже после небольшого ДТП.
А так как автовладелец вправе и дальше использовать свой автомобиль, страховая компания не имеет никакого права прекращать действие договора. Это даже логично – если автомобиль попал в ДТП снова, значит он, как минимум, может передвигаться, и не может считаться полностью уничтоженным.
Почему это важно для автомобилистов?
Страховщики уже давно просят урегулировать особенности натурального и денежного возмещения старых автомобилей после ДТП. Ведь, если водитель такой машины попадет в аварию не по своей вине, страховая компания обязана оплатить ремонт в официальном сервисе. Стоимость новых запчастей при этом такая, что уложиться в установленную сумму ущерба будет невозможно.
Кроме того, страховщики после резкого повышения цен на автомобили и автозапчасти начали признавать автомобили разбитыми в «тотал» даже там, где ДТП относительно небольшое – им проще выплатить полную цену покупки авто (речь идет о Каско), забрать разбитую машину, отремонтировать ее и продать на вторичном рынке по высокой цене.
В рассматриваемом случае водитель в принципе не виноват в том, что попал в ДТП – как в первое, так и во второе. При этом страховая компания в одностороннем порядке расторгла договор страхования ОСАГО, что явно нарушает права клиента.
Что интересно, страховщики даже пытались обжаловать позицию финансового уполномоченного в суде – но его поддержал даже Центробанк (который по закону является регулятором страхового рынка в России). А некоторые страховые компании даже призывают вписать все это в закон – чтобы при выплате полного возмещения прежний договор ОСАГО считался расторгнутым.
Поэтому автовладельцам стоит знать – тот факт, что автомобиль попал в ДТП не по вине его водителя, а страховая выплатила компенсацию, не дает страховщикам права расторгать договор ОСАГО в одностороннем порядке. Единственное исключение – если автомобиль разбит настолько, что его сняли с учета.
Артём ВАСИЛЬЕВ
Вся пресса за 2 февраля 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Финансовый уполномоченный (омбудсмен)
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Тверь, 29 ноября 2024 г.
Сотрудники полиции выявили поддельный страховой полис ОСАГО в Твери
|
|
Коммерсантъ, приложение, 29 ноября 2024 г.
«Страховщики должны участвовать в реализации национальных проектов»
|
|
Известия, 29 ноября 2024 г.
Платить и плакать: депутаты разработали поправки к закону об ОСАГО
|
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|